Типовые ошибки при записи фонограмм: музыкальный баланс

24 Ноябрь 2012

41421-5-moyОчень важный параметр качества записи музыкальный баланс.

Это соотношение между партиями оркестра или ансамбля. При записи крупных инструментов, таких, как орган или рояль, можно говорить в этой связи о балансе между регистрами. Музыкальный баланс исходит из партитуры. Он должен полностью соответствовать замыслу дирижера или композитора, сохраняться при любых нюансах от pp до ff. Не так уже сложно создать хороший баланс в фонограмме, особенно сводя многоканальную запись. Однако и тут случаются неудачи. Кроме обычной невнимательности, существует ряд объективных причин некачественного баланса.

Во-первых, это низкая музыкальная культура звукорежиссера. Зачастую он может не понимать степень важности определенной партии. И считать при этом, что все сыгранное должно звучать одинаково. Запись получается плоской и грохочущей. Подобный тип баланса называется «инженерным сведением». Во-вторых, при сведении чрезмерная (свыше 92 дБ) громкость прослушивания способна сыграть с начинающим звукорежиссером злую шутку. При прослушивании подобной фонограммы в домашних условиях через дешевую «мыльницу», все среднечастотные компоненты звукового сигнала станут гораздо громче.

Прежде всего, это относится к сольным партиям – электрогитары, певцы, духовые. Скроются в тени различного рода шейкеры, а большой барабан и бас исчезнут совсем. А весь аккомпанемент в целом спрячется за сольную партию и вся, заложенная аранжировщиком драматургическая поддержка, подголоски и контрапункты начисто пропадут. В-третьих, это очевидные огрехи комнаты прослушивания и контрольных агрегатов. Особенно трудно сделать балансировку узкополосных сигналов, таких, как хай-хет или клавесина, у которого записано только одно «железо». К подобным звуковым сигналам можно отнести бас, записанный без обертонов или большой барабан, без характерной ударной атаки.

В разных помещениях и на разной акустике, при неизбежных всплесках частотных характеристик, баланс этих инструментов будет различным. Часто на фонограмме не знаешь, каким контрольным агрегатам можно верить. Особенно если головные телефоны показывают некий третий результат. Кроме этого, использование только лишь головных телефонов способствует резкому улучшению прозрачности. Бывает очень трудно предугадать, как будет звучать запись при обычном прослушивании. Через какое-то время некоторые звуки могут вызывать у молодого звукорежиссера «эффект тикающих часов». Он перестает замечать перкуссии, повторяющиеся звуки хай-хета и т.п.

Похожие статьи

Сведение и мастеринг: понять природу звука
Сведение и мастеринг: понять природу звука

Когда процесс создания композиции доходит до этапов сведения и мастеринг, без понимания природы звука создать качественный продукт будет невозможно. Для примера ...

Советы начинающим композиторам
Советы начинающим композиторам

Александра Пахмутова, рассказывая о своем творческом пути, слегка приоткрыла завесу тайны над нюансами повседневной композиторской кухни. Для начинающих музыкантов и ...

Перед началом выступления на сцене
Перед началом выступления на сцене

Несколько рекомендаций, как к организации собственной концертной деятельности подойти более грамотно. Подзвучка сцены Самой острой проблемой любого выступления ...

Как должен себя вести на сцене рок-музыкант: боязнь сцены
Как должен себя вести на сцене рок-музыкант: боязнь сцены

Будь то обычный новичок или самый настоящий профессиональный музыкант – перед выходом на сцену каждому присуща боязнь большой сцены. Такие эмоции вполне нормальны, так ...

Памятка музыканту: частоты
Памятка музыканту: частоты

Классически спектр звуковых частот разделен на три диапазона: низкий, средний и высокий. Их границы лежат соответственно в пределах: 10 - 200 Гц, 200 Гц - 5 кГц, 5 кГц и ...