Типовые ошибки при записи фонограмм: пространственность

25 Ноябрь 2012

instОпределение качества фонограммы является достаточно сложной задачей.

Критерия «нравится — не нравится» для профессионалов недостаточно. Для определения дальнейшего пути, необходимо точно знать достоинства и недостатки звукового образа. Звук нужно разделить на составляющие. Существует  так называемый «Испытательный протокол OIRT». С его помощью звукорежиссер может быстро оценивать недостатки формирования звуковой картины и вносить соответствующие поправки. Предварительно необходимо отметить, что все параметры, входящие в протокол, находятся в тесной взаимосвязи между собой. Изменяя один из них, вы изменяете остальные.  Первым параметром оценки качества фонограммы является пространственность или пространственное впечатление. Он характеризует звуковую картину в глубину и в ширину, формирует ощущение дистанции до группы инструментов или конкретного инструмента. Правильно, если расстояние до исполнителя в записи кажется легко определимым и естественным. На пространственность в фонограмме оказывают влияние время и уровень реверберации, и ранние отражения сигнала.

От жанра музыки напрямую зависит оптимальное или наиболее комфортное ощущение пространственности для слушателя. Таким образом, можно выделить ряд особенностей музыкального материала. Прежде всего, это масштаб — грандиозность, массовость или, наоборот, камерность музыкальной драматургии, задуманной композитором. Во-вторых, принадлежность музыки к определенному пласту времени. Например, музыке барокко, средневековому григорианскому хоралу, современным музыкальным конструкциям.

Главный пространственный «инструмент» — реверберация — повышает громкость фонограммы, придает звучанию объемность, и акустически увеличивает количество исполнителей. Вместе с этим, при неумелом использовании эта эффектная звуковая краска ведет к потере прозрачности: смазывается атака последующих нот. Более того, тембр теряется, поскольку реверберируются лишь средние частоты.

При большой разности тембра сигналов ближнего и дальнего плана, звук расщепляется. Особенно противоестественно звучит подмешивание искусственной реверберации к сигналам близкорасположенного микрофона. Все быстротекущие звуковые процессы при этом (стук клапанов кларнета, согласные у вокалиста) остаются очень близкими, а сам звук отдаляется.

Похожие статьи

Сведение и мастеринг: понять природу звука
Сведение и мастеринг: понять природу звука

Когда процесс создания композиции доходит до этапов сведения и мастеринг, без понимания природы звука создать качественный продукт будет невозможно. Для примера ...

Советы начинающим композиторам
Советы начинающим композиторам

Александра Пахмутова, рассказывая о своем творческом пути, слегка приоткрыла завесу тайны над нюансами повседневной композиторской кухни. Для начинающих музыкантов и ...

Перед началом выступления на сцене
Перед началом выступления на сцене

Несколько рекомендаций, как к организации собственной концертной деятельности подойти более грамотно. Подзвучка сцены Самой острой проблемой любого выступления ...

Как должен себя вести на сцене рок-музыкант: боязнь сцены
Как должен себя вести на сцене рок-музыкант: боязнь сцены

Будь то обычный новичок или самый настоящий профессиональный музыкант – перед выходом на сцену каждому присуща боязнь большой сцены. Такие эмоции вполне нормальны, так ...

Памятка музыканту: частоты
Памятка музыканту: частоты

Классически спектр звуковых частот разделен на три диапазона: низкий, средний и высокий. Их границы лежат соответственно в пределах: 10 - 200 Гц, 200 Гц - 5 кГц, 5 кГц и ...