Типовые ошибки при записи фонограмм: прозрачность

21 Ноябрь 2012

479d515502a7379ce82aacaa678ffОдним из параметров оценки качества фонограмм является прозрачность.

Под данным термином подразумевается различимость линий партитуры, ясность передачи музыкальной фактуры. В случае вокального произведения со словами, в него входит также разборчивость текста. Прозрачность — наиболее различимый слушателем параметр звучания. Тем не менее, в силу определенных особенностей музыкального жанра прозрачность и ясность записи требуется не всегда. К примеру, при записи хоровых произведений необходимо избегать различимости отдельных голосов хористов. Этого, как правило, добиваются, поступаясь определенной долей прозрачности, отдаляя хор и делая фонограмму пространственной, воздушной. Про одну запись пятнадцатой симфонии Д.Шостаковича, где все компоненты оркестра были показаны чрезмерно выпукло, многие звукорежиссеры в шутку говорили, что это не симфоническая фонограмма, а учебник по оркестровке для композитора.

Прозрачность является лакмусовой бумажка, определяющей мастерство звукорежиссера. Самое сложное в работе по записи фонограмм — это активные пространственные манипуляции с сохранением полной звуковой ясности. Как ранее упоминалось, ухудшение прозрачности является следствием потери тембра и результатом пространственных погрешностей. Например, высокий уровень диффузного поля («слишком много реверберации»). Проще говоря — в микрофоны попадает излишнее количество сигналов от других инструментов. То же самое происходит, если звукорежиссер дал много искусственной реверберации, замаскировавшей более слабые компоненты необходимых сигналов. Потери тембра вызваны в основном из-за неправильного расположения микрофонов. Динамическая обработка сигнала так же чревата потерями прозрачности.

Можно начать с того, что к наиболее важным параметрам тембра относятся процессы возникновения звуков, их атака. Если выбрать время срабатывания компрессора несколько меньше времени инструментальной атаки, то на выходе получим невыразительный, прижатый и вялый тембр инструмента. А если все сигналы фонограммы при этом компрессируются, то вообще получится каша, поскольку секрет хорошего исполнения музыкантами в составе ансамбля непосредственно заключается в том, чтобы уступать друг другу. Часто можно услышать вопрос о том, что является самым сложным в звукозаписи. Ответ на него несложен: нужно научиться преодолевать стресс и постоянно контролировать звук. Как правило, проходит не один год, пока самоучка не достигнет высот мастерства.

Похожие статьи

Сведение и мастеринг: понять природу звука
Сведение и мастеринг: понять природу звука

Когда процесс создания композиции доходит до этапов сведения и мастеринг, без понимания природы звука создать качественный продукт будет невозможно. Для примера ...

Советы начинающим композиторам
Советы начинающим композиторам

Александра Пахмутова, рассказывая о своем творческом пути, слегка приоткрыла завесу тайны над нюансами повседневной композиторской кухни. Для начинающих музыкантов и ...

Перед началом выступления на сцене
Перед началом выступления на сцене

Несколько рекомендаций, как к организации собственной концертной деятельности подойти более грамотно. Подзвучка сцены Самой острой проблемой любого выступления ...

Как должен себя вести на сцене рок-музыкант: боязнь сцены
Как должен себя вести на сцене рок-музыкант: боязнь сцены

Будь то обычный новичок или самый настоящий профессиональный музыкант – перед выходом на сцену каждому присуща боязнь большой сцены. Такие эмоции вполне нормальны, так ...

Памятка музыканту: частоты
Памятка музыканту: частоты

Классически спектр звуковых частот разделен на три диапазона: низкий, средний и высокий. Их границы лежат соответственно в пределах: 10 - 200 Гц, 200 Гц - 5 кГц, 5 кГц и ...