Типовые ошибки при записи фонограмм: тембр инструментов и голосов

04 Октябрь 2012

88091ef752f43e05e6f91ede48967528Следующим важнейшим параметром звукозаписи является тембр голосов и инструментов.

Он должна быть передан как можно более естественно, чтобы слушатель легко узнал инструмент. Тем не менее, во многих случаях естественное звучание инструментов звукорежиссером целенаправленно преобразуется. Например, с целью компенсации искажений, которые возникают при получении сигнала микрофоном. Или же при плохом звучании самого инструмента. Очень часто приходится исправлять тембр балалаек, флейт или домр. Для этого поднимают основные тона в области первой октавы. У гитары с двенадцатью струнами обычно корректируется «серебристость», а звукам клавесина параметрическим фильтром придается эффектная «гнусавость». Преднамеренное преобразование тембра очень часто применяют для создания новых красок при записи музыки к кинофильмам, сказок и т.п. На тембр оказывают влияние все приборы, которые включены в тракт. Если его проанализировать, можно обнаружить множество «подводных камней», грозящих возникновением брака – тот же самый микрофон. Общеизвестно, что, приближая его к источнику звукового сигнала можно получить более яркий тембр.

Это происходит за счет восприятия полного частотного спектра. Между тем, в основной своей массе акустические источники звука обладают избыточностью составляющих тембра. Поскольку на пути к слушателю в стандартном зале их часть неизбежно теряется. Поэтому, разместив микрофон в точке, откуда никто и никогда не слушает инструмент, можно добиться звука, не похожего на привычный. Так, например, скрипка, которая записывалась микрофоном, расположенным около инструмента и направленным перпендикулярно верхней деке, зазвучит резко и жестко. Как иногда выражаются музыканты, с «канифольным» звуком.

В звучании голоса, который записан близким микрофоном, направленным непосредственно на рот певца, усиливаются шипящие согласные. Академический вокал, который очень эффектно воспринимается с расстояния двух и более метров, может быть невыносимо резким, при высокой певческой форманте частотою около 3 кГц, в 40 сантиметрах. Безусловно, эквалайзер обязан украшать и обогащать звучание. Однако его неумеренное использование зачастую ведет к противоположным результатам. Звук становится узким, с неким граммофонным призвуком. В особенности, если применяется недорогой пульт, у которого на всех линейках одна частота параметрического фильтра.

Похожие статьи

Сведение и мастеринг: понять природу звука
Сведение и мастеринг: понять природу звука

Когда процесс создания композиции доходит до этапов сведения и мастеринг, без понимания природы звука создать качественный продукт будет невозможно. Для примера ...

Советы начинающим композиторам
Советы начинающим композиторам

Александра Пахмутова, рассказывая о своем творческом пути, слегка приоткрыла завесу тайны над нюансами повседневной композиторской кухни. Для начинающих музыкантов и ...

Перед началом выступления на сцене
Перед началом выступления на сцене

Несколько рекомендаций, как к организации собственной концертной деятельности подойти более грамотно. Подзвучка сцены Самой острой проблемой любого выступления ...

Как должен себя вести на сцене рок-музыкант: боязнь сцены
Как должен себя вести на сцене рок-музыкант: боязнь сцены

Будь то обычный новичок или самый настоящий профессиональный музыкант – перед выходом на сцену каждому присуща боязнь большой сцены. Такие эмоции вполне нормальны, так ...

Памятка музыканту: частоты
Памятка музыканту: частоты

Классически спектр звуковых частот разделен на три диапазона: низкий, средний и высокий. Их границы лежат соответственно в пределах: 10 - 200 Гц, 200 Гц - 5 кГц, 5 кГц и ...